Готов ли малыш к школе?

03.12.2014

Педагоги детской студии «ВУНДЕРКИНДЕР» подготовили для родителей полезную статью о том, что такое психологическая готовность к школе, и как развить у ребенка интерес к учебе.

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, который позволяет прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Она включает в себя следующие параметры психического развития:

 

Мотивационная готовность

Говоря о ней, мы говорим о побуждении к учебе. А это значит, что ребенку должно быть интересно узнавать новое. Конечно, учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий. Именно поэтому у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? Когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика и старается хорошо их выполнять.

Принято различать внешнюю и внутреннюю мотивацию. Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой, например, «хочу портфель, как у брата» или «хочу красивый пенал». Внутренняя мотивация - с непосредственным желанием учиться, обретать знания.

Бывает так, что дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Такое поведение – результат запугивания школой. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда ребенок неуверен в себе, робок (“Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, “Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!”). Поэтому нужно выработать у ребенка верное представление о школе и положительное отношение:

•        к школе;

•        к учителю;

•        к учебной деятельности;

•        к самому себе.

Нередко старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику мысль о том, что в школе его ждут одни неприятности – двойки, строгие учителя и пр.

Постарайтесь развеять этот миф и настроить малыша на успех. В то же время он должен понимать, что просто так его в школе хвалить никто не будет. Если ребенок привык к постоянному одобрению дома, постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. Хваля и ругая малыша, не переходите на личности – оценивайте поступок, а не самого ребенка.

Нельзя заставлять малыша заниматься, если он не хочет этого делать. Занятия через силу или под угрозой приводят к тому, что потом ребенок вообще не захочет учиться.

Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности. Если ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Это поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть сложное дело. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за доделанную до конца работу. Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления в школу.

Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Если ваш малыш испытывает какие-либо трудности, не отчаивайтесь. Даже за несколько месяцев до школы можно что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир!

 

Личностно-социальная готовность

Ребенок к моменту поступления в школу должен быть готов к общению, взаимодействию – как с взрослыми, так и со сверстниками. Современные первоклассники далеко не всегда умеют это делать. Особенно трудно им выполнять задания, которые требуют совместных усилий, тесного контакта друг с другом, принятия совместных решений, «разруливания» конфликтных ситуаций.

Легко ли ваш ребенок идет на контакт с другими детьми и взрослыми? Не слишком ли часто вы берете на себя его функции? У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Дайте ему самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.

 

Эмоционально-волевая готовность

Это определенный уровень развития произвольного поведения, который позволяет ученику выполнять требования учителя.

В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:

- не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;

- не умеет работать по правилу;

- не умеет работать по образцу;

- нарушает дисциплину.

В школе ребенка ждет напряженный труд. И далеко не всегда обучение будет увлекательным и захватывающим. Поэтому очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.

Как ни странно, развить эти качества поможет  игра. Только игра особая – по правилам (от примитивных «ходилок» с кубиком до шахмат, домино и пр.). Ведь именно такие игры учат спокойно дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д. Полезно, если ребенок заранее привыкнет к смене деятельности – например, спокойная работа за столом будет чередоваться с подвижными играми. Так ему будет легче сдерживать свой порыв встать и побегать посреди занятия, ведь он будет знать, что для этого есть специальное «шумное время».

 

Интеллектуальная готовность

Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Но достигает он этих способностей только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем, не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст “почемучек”. Психологи советуют всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями — огромная радость и ценность для ребенка. Если своим вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то малышу будет легче развиваться. К сожалению, родители часто отмахиваются от надоевших вопросов — это и является основой интеллектуальной пассивности. Также к этому ведет и “пичкание” ребенка готовыми знаниями. Даже тогда, когда он сам может обнаружить все новые свойства предметов, заметить их сходство и различие. Поэтому необходимо вместе с ребенком приобретать знания об окружающем мире и формировать его мыслительные навыки. Пусть он научится ориентироваться в окружающей среде и осмысливать полученные сведения.

К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, в котором живет, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных. Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину.

 

В общении с ребенком главное – интерес. Разжигают интерес наводящие вопросы, например, о сходстве и различии двух предметов (мяч, воздушный шар), двух явлений (дождь, снег), понятий (страна, город). Различия устанавливаются чаще всего легко, а сходства сложнее. Пусть ребенок обобщает в группу предметы (кровать, стол, стул, кресло — мебель). Постепенно усложняйте задачу, попросите назвать предметы, в которые можно что-либо положить, которые светятся, и т. д. Просите ребенка пересказать фильм или книгу, особенно когда он читал ее самостоятельно. Если вы не понимаете, о чем идет речь, значит, и ребенок плохо понял смысл прочитанного или просмотренного.Часто дети все понимают по-своему.. Примером может служить вопрос: “Кто всех сильнее в сказке “Репка”?”. На него часто дети отвечают: “Мышка”. И только после вопросов и объяснений они приходят к правильному решению.

Важно понимать, что готовность ребёнка к школе означает лишь то, что у ребенка есть основа для развития в следующем периоде. Не надо думать, что эта готовность автоматически позволяет избежать проблем в будущем. Успокоение родителей и педагогов приведёт к тому, что дальнейшего развития не будет. Поэтому нельзя останавливаться. Необходимо идти все время вперед!